Саксофон

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Семейство саксофонов

Баритоновый саксофон

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только восемь:

Разновидность саксофона Строй Транспозиция
Саксофон-сопраниссимо В (си-бемоль) Малая септима вверх
Саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) Малая терция вверх
Саксофон-сопрано B (си-бемоль) Большая секунда вниз
Саксофон-альт Es (ми-бемоль) Большая секста вниз
Саксофон-тенор B (си-бемоль) Большая нона вниз
Саксофон-баритон Es (ми-бемоль) Большая терцдецима вниз
Саксофон-бас B (си-бемоль) Большая секунда через две октавы вниз
Саксофон-контрабас Es (ми-бемоль) Большая секста через две октавы вниз

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Из представленных в таблице восьми разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль).

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Семейство саксофонов

Баритоновый саксофон

 Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:

Разновидность саксофона Строй Транспозиция
Саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) Малая терция вверх
Саксофон-сопрано B (си-бемоль) Большая секунда вниз
Альтовый саксофон Es (ми-бемоль) Большая секста вниз
Теноровый саксофон B (си-бемоль) Большая нона вниз
Баритоновый саксофон Es (ми-бемоль) Большая терцдецима вниз
Басовый саксофон B (си-бемоль) Большая секунда через две октавы вниз
Контрабасовый саксофон Es (ми-бемоль) Большая секста через две октавы вниз

 Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

 Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

 Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении нотыдо прозвучит си-бемоль).

Семейство саксофонов от басового до сопранинового

 Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались длясимфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемольсоответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.

 Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Литература

  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — М.: Музыка, 1972.
  • Иванов В. Д. Саксофон. Популярный очерк. — М.: Музыка, 1990.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Саксофон // Современный оркестр. Том 1 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 411—425. — 481 с.
  • Черных А.В. Саксофон // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 93—95. — 320 с.
  • Чулаки М.И. Саксофон // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 105—106. — 224 с.
  • Саксофон // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 821—822. — 976 с.
  • Sax, Mule & Co, Jean-Pierre Thiollet, Paris, 2004. ISBN 2-914266-03-0
  • R. Ingham, ed. The Cambridge Companion to the Saxophone. — Cambridge, 1998. ISBN 0-521-59666-1.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Литература

  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — М.: Музыка, 1972.
  • Иванов В. Д. Саксофон. Популярный очерк. — М.: Музыка, 1990.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Саксофон // Современный оркестр. Том 1 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 411—425. — 481 с.
  • Черных А.В. Саксофон // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 93—95. — 320 с.
  • Чулаки М.И. Саксофон // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 105—106. — 224 с.
  • Саксофон // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 821—822. — 976 с.
  • Sax, Mule & Co, Jean-Pierre Thiollet, Paris, 2004. ISBN 2-914266-03-0
  • R. Ingham, ed. The Cambridge Companion to the Saxophone. — Cambridge, 1998. ISBN 0-521-59666-1.

Историческая справка

Это инструмент, который был изобретен в далеком 1842 году в Бельгии музыкантом по имени Адольф Сакс, имя которого, собственно, и послужило наименованием для его детища. Вот только это было идеей не самого изобретателя, а его друга – французского композитора Гектора Берлиоза.

Его статьи, в которых он указывал на преимущества новинки, буквально разрекламировали саксофон. Красивый инструмент был детально представлен обществу. Это не могло не привести к мгновенной популярности его в среде самых известных композиторов того времени. Однако здесь история не завершает свой рассказ о саксофоне (это было бы весьма большой утратой для современной хроники).

Особый почет инструмент приобрел в начале 20 столетия, когда на улочках Америки стал зарождаться джаз.

Даже сам создатель саксофона не мог бы представить себе такой невероятный успех – широкую распространенность инструмент приобрел спустя почти 200 лет после изобретения. Тем не менее, несмотря на богатую историю саксофона, можно видеть, что общее устройство его осталось неизменным с момента появления.

Что это такое?

Саксофон — один из видных представителей семейства деревянных язычковых духовых инструментов. Это сравнительно новое изделие — появились подобные конструкции только в 1840-е годы. Саксофон используется преимущественно в духовом и симфоническом оркестрах. Но этим инструментом можно и солировать (при аккомпанементе со стороны подготовленного оркестра или ансамбля).

Устройство было проработано бельгийским специалистом Адольфом Саксом, так что можно уверенно сказать, что это «именной» инструмент. На саксофонах часто играют джазмены и представители похожих музыкальных жанров. Однако инструменты вполне применимы и в эстрадной музыке.

Конструкционно они выглядят как трубка в форме конуса. Для ее изготовления применяют:

  • латунь;
  • томпак;
  • пакфонг.

Разница между томпаком и пакфонгом состоит в том, что первый сплав включает лишь медь и цинк, а во второй добавляют еще и никель. Любой типичный саксофон сделан с изгибом трубки наподобие чубука. Но есть высокие модели инструмента, которые из-за ограниченной длины не принято изгибать. Впрочем, существует ряд экспериментальных моделей, которые могут быть устроены самыми разными способами.

И все же в основном саксофон делится на 3 составных элемента:

  • раструб;
  • основной корпус;
  • продолжающая этот корпус трубка, получившая обиходное имя «эска».

Именно на трубку насаживают мундштук, который схож с кларнетным аналогом и точно так же напоминает клюв. Для получения саксофонных мундштуков могут применять:

  • пластмассу;
  • эбонит черного цвета;
  • металл.

Так как играть саксофонисты могут в различных жанрах и стилях, то эта деталь адаптируется к желаемому звуку. Важная разница между ее версиями касается «пасти» и «выемки». Первый термин обозначает дистанцию, разделяющую тростевой наконечник и наконечник мундштука. Второй — длину свободного участка трости в состоянии прижатия к мундштуку. Чем меньше пасть, тем лучше для классических композиций и тем хуже для иных, более современных жанров музыки.

Ключевое значение для появления нужного звука имеет язычковая часть — та самая трость. По исполнению ее нетрудно перепутать с кларнетной тростью. Традиционный подход подразумевает, что эта часть получается из камыша, тростника, бамбука. Но с целью экономии активно используются и синтезированные материалы. Чтобы трость эффективно взаимодействовала с мундштуком, их объединяют лигатурным механизмом; он прост — только хомут небольшого размера и пара винтов.

Классическая конструкция саксофона подразумевает применение металлической лигатуры. Но джазмены и музыканты других направлений предпочитают инструмент с лигатурной частью из натуральной кожи. Она позволяет трости колебаться более свободно. При различных обстоятельствах трость может быть сильно повреждена. Избежать этого помогают защитные колпачки, которые надо надевать на мундштуки неиспользуемых инструментов.

Любой саксофон оборудуют 19-22 клапанами (смотря по типу). Этот комплекс клапанов обеспечивает закрытие и открытие корпусных отверстий в нужные моменты. Игра состоит в том, чтобы нажимать и отпускать отдельные клавиши на клавиатуре в нужный момент.

Семейство саксофонов

Баритоновый саксофон

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только восемь:

Разновидность саксофона Строй Транспозиция
Саксофон-сопраниссимо В (си-бемоль) Малая септима вверх
Саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) Малая терция вверх
Саксофон-сопрано B (си-бемоль) Большая секунда вниз
Саксофон-альт Es (ми-бемоль) Большая секста вниз
Саксофон-тенор B (си-бемоль) Большая нона вниз
Саксофон-баритон Es (ми-бемоль) Большая терцдецима вниз
Саксофон-бас B (си-бемоль) Большая секунда через две октавы вниз
Саксофон-контрабас Es (ми-бемоль) Большая секста через две октавы вниз

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Из представленных в таблице восьми разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль).

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Создатель и создание инструмента саксофон

В начале 40-х годов 19 века, когда симфонический оркестр уже был сформирован в классическом составе, его дальнейшее развитие происходило через некий «естественный отбор». Эпоха композиторов-романтиков, создавшая музыку избыточных чувств, требовала новых инструментальных средств и новых приёмов игры. В то же время, новое приживалось долго и трудно, встречая, как правило, уничижительную критику. 

Выдающийся бельгийский мастер-изобретатель Адольф Сакс посвятил всю жизнь совершенствованию музыкального инструмента аэрофон. Обладая острейшим чутьём музыкальной реальности, он понимал исторический заказ романтизма на новые, экспрессивные источники выразительного звучания. Так, изучая возможности военно-духовых оркестров, Сакс пришёл к выводу об их огромном, но до той поры скрытом художественном потенциале. Кроме того, уникальный слух Сакса (он мыслил четвертитонами и третитонами) улавливал неравномерность переходов между тембрами деревянных и медных духовых. Нужно было создать инструмент-посредник, который сделает палитру аэрофонов уравновешенной.

Сакс выбрал путь обновления звучаний военного оркестра. Мало кто знает, что именно его пытливый ум и выдающийся изобретательский талант помогли создать современную модель бас-кларнета.

Знаменитая вагнеровская туба была придумана Вагнером лишь как идея. А реализовал эту идею, то есть построил вагнеровскую тубу и обучал на ней играть всё тот же Адольф Сакс. Не случайно главный герой оперы Вагнера «Нюрнбергские майстерзингеры» носит имя мастера Ганса Сакса.

Изобретение саксофона увековечило имя его создателя.

Первыми откликнулись Берлиоз и Бизе. Они оценили сильнейший выразительный и технический потенциал саксофона и использовали его в своих сочинениях. Далее последовали Мейербер, Галеви, Делиб, Амбруаз Тома, Массне, Венсан д’Энди, Сен-Санс, Равель, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Хачатурян и многие другие композиторы.

Складывалось двойственное отношение к саксофону. Прогрессивные музыканты видели в нём средство развития музыкального искусства и помогали Саксу совершенствовать этот интереснейший инструмент. Но были и завистники-недоброжелатели, которые обвиняли мастера в плагиатах и преследовали якобы за нарушение авторских прав. Пытались в судебном порядке оспаривать его уникальные патенты. Постоянные тяжбы подорвали его здоровье. Он так и не дожил до признания саксофона инструментом симфонического оркестра.

Эволюция видов саксофонов

Первый саксофон имел два не связанных между собой октавных клапана, ещё три – сбоку под левую руку, ещё один — под правую. Указательный палец левой руки был снабжён дополнительным клапаном, благодаря чему диапазон простирался вверх до ноты фа 3-й октавы. Пределом нижнего регистра было си малой октавы по написанию. Вторая и третья октавы, соответственно, были представлены клапанами b и с. Мизинцам обеих рук были доступны соль-диез в первой и ре-диез — во второй октаве.

В 1880 году Сакс добавил си-бемоль малой октавы в нижнем регистре для новой конструкции альтового саксофона. Всего их сегодня насчитывается семь: сопранино, сопрано, альт (в основном, он и известен слушателю), тенор, баритон (не приспособлен к пассажной технике), бас (звучит насыщенно и объёмно в среднем и нижнем регистрах), контрабас.

Современные саксофоны транспонируют in B и in Es.

Сопранино                      Сопрано

         Альт                             Тенор

    Баритон                            Бас

Контрабас

Изобретение Адольфа Сакса осталось в музыкальной практике незавершённым. Фирмы-производители вместе с известными саксофонистами продолжают воплощать на практике эволюцию инструмента, наследуя эстафету мастера.

Так, компания «Леккомтэ» добавила двойной клапан октавы. «Конн» и сотрудничавший с нею знаменитый исполнитель-саксофонист Лефебр создали клапан ми-бемоль третьей октавы.Появились «клапаны для трелей», «верхнеаппликатурные клапаны» и много других усовершенствований.

Непризнание саксофона инструментом симфонического оркестра – не единственный пример реакционного консерватизма, стремящегося уничтожить любую новатрскую инициативу. Этот стиль злобного критиканства распространён среди тех, кого можно назвать псевдохранителями традиций.

К счастью, созидание развивается не по их убогим меркам, и музыка для этого одного из самых популярных музыкальных инструментов сегодня имеет хождение по всему миру, как в джазе, так и в академической классике.

Адольф Сакс был гениальным мастером, в котором жила неуничтожимая сила творческого обновления.

Интересные факты

Многие необычные подробности касательно саксофона относятся к его создателю. Тот:

  • неоднократно оказывался на грани гибели в детстве (от взрыва пороха, от раскаленной сковороды, от удара камня по голове, от утопления в реке, от трех последовательных отравлений токсичными испарениями высыхающего лака);
  • работал над первым своим изделием (еще не чистым саксофоном, а модернизированным кларнетом) с 16 до 20 лет;
  • исполнял на нем такие сложные мелодии, что после ухода из театра их пришлось изъять из репертуара — они больше никому не покорялись;
  • в 1840 году получил золотую медаль брюссельской выставки и… отказ в ее выдаче из-за чрезмерной молодости;
  • на выставке 1841 года показывал первый саксофон из-за занавеса, чтобы сохранить ноу-хау в тайне;
  • за 5 месяцев до получения патента проиграл суд, заявивший в вердикте «инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать»;
  • неоднократно сталкивался с травлей — с запретами музыкантам играть на саксофонах, с клеветническими статьями и скверными карикатурами;
  • трижды оказывался банкротом.

Бельгийцы заслуженно горды тем, что саксофон создал их соотечественник. Когда в стране еще была своя валюта, портрет Адольфа Сакса украшал 200-франковую купюру. Но при жизни, как уже говорилось, мастер встречал как восторги, так и лютую ненависть. Однажды его даже пытались убить. Сегодня гигантский монумент Сакса и посвященный ему музей находятся в городе Динант.

На улицах Динанта символические изображения саксофона можно увидеть на любом здании. Встречается оно и во многих логотипах. Памятник саксофону имеет в Ростове-на-Дону.

Советы по выбору

Выбрать для начинающих лучший вариант не так сложно, как кажется. Чего стоит избегать точно, так это самых крупных экземпляров. Техники начального уровня отлично разучиваются на альтовых моделях. Взрослым людям иногда лучше подходит тенор. Обязательно надо оценивать качество сборки и характеристики звучания, которое должно нравиться субъективно; опытные музыканты порой даже ограничиваются прослушиванием визуально понравившихся моделей.

Цвет выбирают сугубо по своему вкусу. Из частей саксофона наиболее важен мундштук. Обязательно следует проверять строй и легкость взятия нот. Если планируется играть определенную музыку, берут инструмент «под нее».

Семейство саксофонов

Запрос «» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Баритоновый саксофон

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только восемь:

разновидность саксофона строй транспозиция
саксофон-сопраниссимо В (си-бемоль) малая септима вверх
саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) малая терция вверх
саксофон-сопрано B (си-бемоль) большая секунда вниз
саксофон-альт Es (ми-бемоль) большая секста вниз
саксофон-тенор B (си-бемоль) большая нона вниз
саксофон-баритон Es (ми-бемоль) большая терцдецима вниз
саксофон-бас B (си-бемоль) большая секунда через две октавы вниз
саксофон-контрабас Es (ми-бемоль) большая секста через две октавы вниз

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Из представленных в таблице восьми разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль).

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно) — предназначалась для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Лучшие джазовые саксофонисты

Чарли Паркер (1920-1955)

Charlie Parker

Несмотря на свою короткую жизнь, Чарльз «Птица» Паркер оставил заметный след в джазовой музыке. Его нежелание следовать правилам «классической школы» игры на саксофоне породило новое направление – бибоп.

Он отличается удивительной изворотливостью импровизации, необычным подходом к подбору аккордов и диапазону тонов: от чистых и ярких до мягких и обволакивающих. Направление бибоп дало толчок развитию музыки и стало востребованным у слушателей.

Джон Колтрейн (1926-1967)

John Coltrane

Как и многим гениальным людям, Джону Колтрейну не удалось прожить долгую и спокойную жизни. И было бы это куда печальнее, если бы он не остался жить в сердцах и памяти своих слушателей. В ранних произведениях Джона, когда он играл совместно с знаменитейшими представителями джаза того времени (Телониус Монк и Майлз Дэвис), можно услышать стиль бибоп.

Однако многим он известен по произведениям более позднего периода, как независимого исполнителя. Его музыку называли божественной, а его самого – святым. Он известен как лучший сопрано-саксофонист. Джон не боялся уйти от всем известных стилей, не боялся экспериментировать, благодаря чему и достиг индивидуальности своей игры. Написанные им произведения стали учебником для последующих поколений.

Лестер Янг (1909-1959)

Lester Young

Некоторые восхищались им и называли «Моцартом джаза», другие насмехались над нестандартной душой гения. Но никто не может отрицать, что лучшие джазовые саксофонисты без Лестера Янга просто не смогут существовать.

Возможно, именно то, что Янг рос, окруженный музыкой, с самого детства и обладал навыком игры не только на саксофоне, но и трубе, барабанах, скрипке, как раз способствовало развитию в будущем у музыканта своего собственного и неповторимого стиля. Холодная замысловатая музыка, необычная импровизация – ему нет равных в кул-джазе, среди его современников и следующих поколений музыкантов.

Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975)

Cannonball Adderley

Пародировавший в начале своего пути игру Чарли Паркера впоследствии Эддерли Кэннонболл твердо занял свою позицию среди выдающихся исполнителей джазового саксофона. Он участвовал в записи самого продаваемого альбома за всю историю джаза – Kind of Blue Майлза Дэвиса. Динамичный, живущий в ногу с ритмами больших городов даже спустя десятилетия после выхода. Джулиан Кэннонбол всю жизнь играл в стиле хард-боп, предпочитая идти единым курсом и совершенствовать технику игры.

Коулман Хокинс (1904-1969)

Coleman Hawkins

Хотелось бы выделить и такую персону как Коулмана Хокинса – не просто саксофониста, но учителя, создавшего свою собственную исполнительскую школу. Именно благодаря ему мы знаем Лестера Янга и Бена Убстера, а также многих других джазменов такими, какими они до нас дошли. Характерными для его исполнения были стили свинг и бибоп. Именно он показал, как значим тенор-саксофон в джазе и какой силы нот можно добиться благодаря этому духовому инструменту.

Стэн Гетц (1927-1991)

Stan Getz

Стэн Гетц имеет русско-украинские корни. Несмотря на то, что он прекрасно владел виолончелью и контрабасом в юношестве, именно саксофон сделал Стэна известным. Его умение играть с изяществом, тонко и легко извлекать изящные мелодии из саксофона сделали его обладателем прозвища «Звук».

Гетц был популярен и востребован, проколесив полмира с разными музыкальными коллективами. И даже, отдалившись от родного джаза в сторону музыки латиноамериканской, он не забывал своей страсти. Так в его репертуаре все чаще стали появляться стили самба и босса-нова.

Пол Дезмонд (1924-1977)

Paul Desmond

Когда говорили про Пола Дезмонда, всегда отмечали его необычайный ум, удивительную манеру игры на саксофоне и литературный дар. Как бы комично не смотрелся на сцене худой, опирающийся на пианино мужчина из квартета Дэйва Брубека, его музыка обладала непередаваемой властью на людским разумом.

Такая гармоничная, строго поставленная и тонкая, она была лучшим представителем стиля кул-джаз. Здесь не было шума, неровных нот и странных аккордов – лишь лирические соло Пола, наполняющие тело необычайным спокойствием и легкостью.

Фил Вудс (1931-2015)

Phil Woods

Фил Вудс – человек необычайной хитрости. Известно, что он женился на Чен Паркер, вдове своего кумира Чарли Паркера. Один из лучших альт-саксофонистов едва ли уступает «Кэннонболлу». Впрочем, хотелось бы отметить его и как выдающегося бэнд-лидера, вставшего во главе сервайвл-движения за сохранение и развитие классического джаза и таких направлений, как бибоп, хард-боп, кул-джаз и свинг. Фил Вудс входит в список лучших джазовых исполнителей XX века. Его мысли были о новом, о будущем, но не переступая через прошлое.

Выдающиеся саксофонисты

Основная статья: Проект:Музыка/Списки/Список саксофонистов

Сольное исполнительство на саксофоне начало развиваться с середины XIX века усилиями бельгийских и французских музыкантов. Активно продвигал своё изобретение сам Сакс, среди других саксофонистов этого времени ― Анри Вюиль, Луи Майёр, Жан Мурман, Жан-Батист Суаль. Одним из первых музыкантов, познакомивших с саксофоном американскую публику, был Эдуард Лефебр, француз по происхождению, в 1884 году принявший гражданство США. Выдающейся саксофонисткой была Элиза Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников. Особое направление представляет собой творчество Руди Видофта, выступавшего в 1920―30-е годы.

XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.

В джазе солисты-саксофонисты заняли доминирующее положение с конца 1920-х годов. Среди наиболее выдающихся из них ― Коулмен Хокинс, Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Лестер Янг, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий