Все о японских флейтах

Другие варианты

Существуют и другие разнообразные варианты изготовления флейты в домашних условиях.

Из бамбука

Создание свирели из бамбука – дело сложное. Помимо инструментов, необходимы аккуратность и терпение. Ошибка может привести к провалу.

Потребуются следующие предметы:

  • стебель бамбука (можно приобрести высушенный бамбук или посушить его дома);
  • металлический стержень диаметром 12-15 мм;
  • газовая горелка (также можно развести костёр, если есть такая возможность);
  • ухватка или прочное полотно;
  • пила по металлу;
  • фломастер;
  • наждачка №2 или №1;
  • старое сверло с диаметром в 4-6 мм;
  • плоскогубцы;
  • мерная лента;
  • льняное масло и тряпка.

Технология изготовления выглядит следующим образом.

  1. Отрезать кусок бамбука длиной 40-50 см таким образом, чтобы с одного конца он был закрыт перегородкой.
  2. На расстоянии 20-25 мм от конца сделать отметину. Отступить 1,5 см. Сделать ещё отметины, отступая между ними 20-25 мм.
  3. Нагреть металлический прут докрасна, чтобы вычистить ненужные волокна. Нужно обязательно пользоваться ухваткой, иначе ожогов не избежать. После того как стержень раскалится, его вставляют с открытой стороны бамбука и давят, чтобы убрать лишние перегородки. Секцию в конце нужно оставить.
  4. Сверло нагревается. Отмеченные отверстия выкручиваются зажатым в плоскогубцах сверлом вручную. Если сверлить, то бамбук треснет.
  5. С помощью наждачки удаляются остатки после выжигания дырочек.
  6. Готовая флейта покрывается слоем льняного масла.

Из дерева

Дерево – превосходный материал для изготовления инструментов. Его особенностью является глубокое звучание. Смастерить из дерева можно продольную свирель. В отличие от поперечной, она имеет семь отверстий спереди и одно сзади. Также два нижних отверстия нередко делают раздвоенными. Для изготовления будут нужны два деревянных бруска. Параметры таковы: длина – 30 см, ширина – 2 см, высота – 1 см.

Дополнительные комплектующие:

  • небольшая круглая деревяшка (длина детали должна быть не более 4 см, а диаметр – 1,5 см);
  • линейка;
  • карандаш;
  • полукруглый резец;
  • струбцины;
  • тиски;
  • дрель и свёрла от 0,6 до 4,5 мм;
  • нож;
  • наждачка;
  • клей ПВА;
  • надфиль;
  • тюнер;
  • морилка или лак по дереву.

Ход работы следующий.

  1. В отличие от бамбука, бруски из дерева не бывают округлой формы, поэтому нужно отметить внутренний желобок свирели. С одного края ширина составляет 1,5-2 см, с другого – 1-1,5 см.
  2. Зажав деревяшку в тисках, начинают работу резцом.
  3. Убрав лишнюю древесину, обе детали ошкуривают изнутри наждачкой.
  4. На расстоянии 4 см от широкого края заготовки отмечается прямоугольник 5х7 см. Сверлом на 4,2 мм высверливаются 3 одинаковых отверстия, которые сливаются в один овал. При помощи надфиля овал превращается в прямоугольник. Затем с одной стороны дерево стачивается под углом 30-45 градусов. Свисток свирели готов.
  5. Затем детали соединяются клеем ПВА и оставляются в струбцинах на несколько часов.
  6. Высохшую заготовку закупоривают круглой деревяшкой.
  7. При помощи ножа деталь остругивают и шкурят. Для удобства сзади свирели делают срез.
  8. Размечают отверстия следующим образом: первое идет в 6 см от нижнего края, остальные – с интервалом в 2 см.
  9. Чем больше отверстие, тем выше звук свирели, поэтому настройка инструмента и высверливание отверстий проводятся параллельно. Настраивают флейту на открытых нотах.
  10. По окончании работы свирель покрывают лаком по дереву. Можно использовать как матовые, так и глянцевые лаки. Декор зависит от личных предпочтений.

Коктейльная трубочка

Способ это нехитрый и не требует непосильных затрат. Из коктейльных трубочек можно изготовить так называемую флейту Пана.

Что потребуется:

  • трубочки для коктейля;
  • скотч;
  • ножницы;
  • линейка.

Инструкция крайне проста.

  1. Потребуется 10 длинных трубочек. Лучше использовать яркие. Трубочки укорачиваются сверху. Схема проста: от первой трубочки отрезается 2,5 см, от второй – 2,5+2,5, то есть 5 см, от третьей – 5+2,5 (7,5 см). Таким же образом укорачиваются все трубочки.
  2. Трубочки складываются по высоте и склеиваются скотчем. Самодельный инструмент готов.

Для того чтобы обзавестись флейтой, необязательно посещать специализированный магазин. Достаточно проявить смекалку, терпение и упорство, и тогда получится сделать инструмент, который действительно принесет удовольствие.

О том, как сделать флейту из дерева своими руками, смотрите в следующем видео.

Примечания

  1. .
  2. ↑ , с. 622.
  3. .
  4. , с. 10.
  5. , с. 11.
  6. ↑ .
  7. . slovari.yandex.ru. Дата обращения: 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  8. Larsen G. The essential guide to irish flute and tin whistle. — 2003.
  9. . slovari.yandex.ru. Дата обращения: 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  10. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — ISBN 5-7805-0537-3.

  11. Сопель // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 212. — 1054 с. — 102 200 экз.
  12. Например, в переводе «Поэтики» Аристотеля В.Аппельрота: «…только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и другие музыкальные искусства, относящиеся <к этому же роду>, например, искусство игры на свирели»(ἡ <τέχνη> τῶν συρίγγων). Так же в переводах данного места у Н. Новосадского и М. Гаспарова.
  13. Сиринга // Словарь античности : перевод с немецкого / отв. ред. В. И. Кузищин. — М.: Прогресс, 1989. — ISBN 5-01-001588-9.
  14. А. А. Розенберг. Флейта Пана // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 847—848. — 1054 с. — 102 200 экз.
  15. . slovari.yandex.ru. Дата обращения: 8 мая 2013. (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
  16. Флейта // Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка (рус.). — 1990.
  17. Рогаль-Левицкий Д. Ч. I // Современный оркестр. — М: Государственное музыкальное издательство, 1953.
  18. The Essential Guide to Irish Flute and Tin Whistle by Grey Larsen
  19. О. Т. Леонтьева. Ди // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. Гондольера — Корсов. — С. 231. — 958 с. — 102 200 экз.

Как изготавливают

Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.

Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.

К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».

Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.

Лучшие блокфлейты

Это продольные флейты со свистковым типом устройства. Их полный хроматический звукоряд позволяет флейтисту играть в разных тональностях. Все блокфлейты, в принципе, одинаковые, но отличаются по звуковысотности, размерам и материалу изготовления.

Mollenhauer TE-4428

5

★★★★★
оценка редакции

100%
покупателей рекомендуют этот товар

Инструмент для сольного исполнения с округлым красивым звучанием, которое обеспечивает широкий канал. На нем можно играть любые по сложности партии. Флейта изготовлена из сливы, а кольца из клена дополняют и украшают корпус. Клапаны до-диез и до выполнены в виде раковин, что делает инструмент еще более красивым.

Mollenhauer с барочной системой получился невероятно гибким благодаря двойным отверстиям. Широкая мензура позволяет извлекать полный ансамблевый звук.

Отличительной особенностью инструмента являются довольно большие резонаторы. Отверстие в мундштуке аркообразное, что дает большее сопротивление воздуху, позволяя экспериментировать со звуком.

Достоинства:

  • Ручная обработка;
  • Стабильный сочный звук;
  • Двойной надежный клапан;
  • Дизайн «под старину»;
  • Тембр хорошо микшируется.

Недостатки:

Довольно высокая цена, но она полностью оправдана качеством.

Флейта-тенор обладает широким диапазоном звучания и используется настоящими профессионалами. В комплекте идет понятная таблица аппликатуры, удобный жесткий кейс и шомпол со смазкой для ухода за этим роскошным инструментом.

Nuvo Recorder+

4.9

★★★★★
оценка редакции

95%
покупателей рекомендуют этот товар

Невероятно звонкий инновационный инструмент не боится влаги и даже полного погружения в воду. Учебная модель продается в черном и белом корпусе с разным дизайном. Расположение отверстий полностью соответствует стандартной флейте, поэтому переход к более профессиональной модели произойдет без каких-либо проблем.

Изюминка Nuvo Recorder — в наличии силиконовых клапанов, с которыми ребенку будет намного проще закрывать резонаторы, тем самым уменьшать призвуки. Благодаря этой особенности начинающему флейтисту не больно играть, так как дети часто давят на звуковые отверстия с большим усилием.

Достоинства:

  • Необычный внешний вид и звучание;
  • Легкое освоение инструмента;
  • Наличие трехуровневого упора для большого пальца правой руки;
  • Высокая гигиеничность (допускается мытье в воде);
  • Доступная цена.

Недостатки:

Может потеряться силиконовая точка-заглушка.

Это практичный, качественный инструмент, который станет идеальным вариантом для обучения ребенка игре на флейте.

Yamaha YRS-20G Rainbow

4.9

★★★★★
оценка редакции

93%
покупателей рекомендуют этот товар

Блокфлейта-сопрано сделана из прозрачного пластика, а ее корпус разбирается на три части. У нее богатый и чистый звук, красивый тембр, она хорошо держит строй. При изготовлении инструмента используется качественный и безопасный материал.

Конкретно эта модель оснащается немецкой системой, но производитель предоставляет на выбор еще и барочную, а также два вида отверстий мундштука. Прямое обеспечивает мягкое звучание и простой уход, арочное придает звуку более красочный тембр и позволяет контролировать поток воздуха.

ABS-пластик обладает высокой надежностью, он экологичен и безопасен. Яркий дизайн точно понравится детям, и прибавит им энтузиазма на первых порах знакомства с музыкой.

Достоинства:

  • Интересный дизайн разных цветов;
  • Полное, красивое звучание;
  • Легкость игры;
  • Чехлы из натурального хлопка в комплекте.

Недостатки:

Недолговечный чехол.

Модель предназначена для новичков, но ее используют и опытные музыканты. Ее покупают для медитативных практик, обучения и сочинения музыки, веселых занятий с детьми

Прямое отверстие в мундштуке позволяет легко извлекать звуки, что очень важно для первого знакомства с инструментом

Hohner B9576

4.7

★★★★★
оценка редакции

87%
покупателей рекомендуют этот товар

Флейта-альт идет в комплекте с пластиковым удобным футляром и понятной инструкцией с правилами сборки и использования блокфлейты. Модель с немецкой системой и разборной конструкцией состоит из трех частей, но даже ребенок сможет быстро ее собрать.

Инструмент очень прост в освоении, а его красивый звук понравится всем окружающим с первых нот. Шомпол для прочистки инструмента идет в комплекте, что значительно облегчает уход за ним.

Достоинства:

  • Приятный дизайн;
  • Хорошее качество пластика;
  • Наличие кейса;
  • Компактность;
  • Нежное звучание.

Недостатки:

Уступает по звучанию инструменту с деревянным корпусом.

Модель прекрасно подходит для учеников музыкальных школ, ансамблевого исполнения, занятий йогой и медитации.

Как играть?

Ключевая нота, в отличие от европейских инструментов, появляется при закрытии октавного клапана. В зависимости от числа каналов закрывают 2 или 3 отверстия сверху

Очень важно выработать навык диафрагменного дыхания

Рекомендации:

  • координировать действие ротовых и брюшных мышц;
  • выдавать стабильный поток воздуха через маленькое межгубное расстояние;
  • избегать слишком сильных дуновений;
  • увлажнять губы;
  • не бояться экспериментировать (каждый китайский флейтист все равно идет в своей манере).

Ещё больше интересной информации о китайской флейте сяо можно узнать из следующего видео.

Как делать из бумаги?

Из бумаги можно сделать огромное количество вещей: это и оригами, и полезные в хозяйстве поделки, и картины, и даже музыкальные инструменты. Приобщить к изготовлению флейты можно детей, ведь подобное занятие способствует развитию мелкой моторики. Итак, для того чтобы сделать бумажный инструмент, необходимы:

  • картон, желательно поплотнее (использовать тонкую бумагу не стоит, потому что флейта получится слишком мягкой);
  • линейка;
  • шило;
  • клей ПВА;
  • гуашевые или любые другие краски.

Создать флейту своими руками можно следующим образом.

  1. При помощи линейки на листе картона отмечается расположение отверстий будущей свирели. Расстояние между дырочками варьируется от 2,5 до 7,5 см. От этого зависит звук, извлекаемый музыкантом. Для бумажной флейты подойдёт минимальное расстояние, исключая отверстие для большого пальца. Между ним лучше оставить 4,5 см. Счёт ведётся снизу.
  2. Затем картон сворачивается в трубочку таким образом, чтобы отмеченные отверстия оставались на лицевой стороне. Изделие склеивается ПВА.
  3. Далее шилом проделываются дырочки, самая верхняя из которых должна быть немного больше в диаметре, чем остальные.
  4. Краски используются, чтобы придать инструменту красивый внешний вид.

Другие разновидности

Встречаются так же альтовые флейты, имеющие более низкий диапазон. Очень распространены флейты-пиколло (малые флейты) с более высоким диапазоном, но в отличии от альтовых флейт, они требуют переучивания, да и вообще, имеют гораздо больше отличий. Существуют так же флейты системы Кингма, которые приспособлены для взятия четвертьтонов специальной аппликатурой, и ебанутые linear fingering-механики, при виде которых обычный человек отдает кошелек, поднимает руки вверх и умоляет не стрелять.Ученические и бюджетные
Качественная флейта существенно облегчит обучение. Хорошо, если есть возможность приобрести надежный инструмент из ученических серий от зарекомендовавших себя производителей. Если нет денег на новую флейту, то не брезгуйте взять б/у флейту. Если же и на б/у ученическую флейту денег нет, а очень хочется, можете попробовать взять китайскую, на свой страх и риск. Крайне не рекомендую советскую ленинградку в качестве начального инструмента, да и инструмента вообще. Олсо, в качестве подготовительного инструмента можно попробовать другие поперечные флейты. Специально задуманы для подготовительного обучения ямаховская или аулосовская файфа из пластика. Но это все равно другие инструменты.

Конструкция


Флейта, не в линию, с закрытыми клапанами, без ми-механики, колено «До».

Флейта с резонаторами

Флейта в разобранном виде

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку в нижнем и среднем колене с системой клапанов и коническо-параболическое головное колено, закрытое с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, среднее и нижнее колено.

Головка

Губки на головке флейты

Колено флейты (до)

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки — на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций — никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента — шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители — как Lafin или Faulisi — специализируются исключительно на изготовлении головок.

Корпус флейты

Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).


Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом

История


Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякская культура)

См. также: Флейта из Дивье Бабе

Древнейшей формой флейты является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV—XVII вв.
Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.
Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространённым народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей с помощью 9 пальцев закрывать 15-17 отверстий или даже больше в зависимости от так называемых опций и системы инструмента (немецкой, являющейся оригинальной системой Бёма, или французской, являющейся гибридом системы Бёма и старофранцузской); 3) использовал цилиндрический канал сечения ствола с конически-параболической головкой вместо имевшего место вплоть до 1847 г. обратноконического, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. (Ранее чаще всего использовались деревянные флейты, а также, реже, из стекла и слоновой кости. В результате многочисленных экспериментов с разными материалами Бём пришёл к заключению, что наиболее чистому звучанию способствует серебро, поэтому в наши дни оно входит в состав как сплавов для более дешёвых ученических моделей, так и является добавкой к золоту и платине в наиболее дорогостоящих профессиональных моделях.) Но наибольшая заслуга Бёма заключается в том, что благодаря гениальному клапанному механизму стало возможным исполнение на флейте хроматической гаммы и произведений во всех без исключения тональностях.

В современных оркестрах используют обычную большую флейту (её тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую флейту в строе Соль (её тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).

Для оркестра

В оркестровой игре используется, как правило, поперечная флейта, если исполняемое произведение не требует другой (например, пьесы для блокфлейты). Ее диапазон составляет более трех октав, начиная от си малой октавы и заканчивая нотой фа-диез в четвертой октаве. Ноты для флейты записываются в скрипичном ключе. Тембр разный: несколько глухой, шепчущий в нижнем, ясный и прозрачный в среднем, громкий, резковатый в верхнем… Поперечная флейта – это музыкальный инструмент, который применяют и в симфоническом, и в духовом оркестрах, а зачастую и в различных камерных ансамблях. Самая древняя поперечная флейта была обнаружена в пятом веке до нашей эры, в одной из гробниц в Китае.

Первые серьезные изменения конструкции были сделаны в эпоху барокко. В 18 веке поперечные флейты новой конструкции стали составлять конкуренцию блокфлейтам, использовавшимся в оркестрах, а потом и вовсе вытеснили их. Однако только в двадцатом веке получили распространение инструменты, сделанные из металла.

Мелодия флейты может быть очень сложной: ей часто бывают поручены оркестровые соло, а многие произведения требуют от флейтиста серьезной исполнительской техники. Существует несколько разновидностей, также связанных с понижением или повышением регистра: бас-флейта, альтовая, флейта-пикколо и некоторые другие, менее распространенные. Интересный факт: одна из самых сложных опер Моцарта называется «Волшебная флейта».

Применение инструмента

В нынешнее время наиболее часто пикколо задействуется в оркестрах. Её нередко ставят в пару в сочетании с некоторыми звенящими музыкальными инструментами, такими как, например, перкуссия, барабан или же гобой. Однако, несмотря на то, что флейта-пикколо является достаточно распространённым инструментом и имеет большую значимость в оркестрах, музыкальных композиций, которые предназначены специально для нее, создано не так уж и много.

Невзирая на то, что сольных эпизодов для пикколо не так уж и много, они всё-таки существуют в некотором количестве. К ним относятся:

  • концерт C-dur Вивальди;
  • фортепианный концерт № 1 французского композитора Равеля Мориса;
  • фортепианный концерт № 4 авторства советского композитора Щедрина Родиона Константиновича.

Но, несмотря на это, процесс игры на ней имеет некоторые нюансы в плане амбушюра. Тем не менее различия не являются очень уж существенными, а потому для освоения игры на данном музыкальном инструменте умение играть на обыкновенной флейте является обязательным.

Описание

Свистковое устройство. А — блок (пыж), B — канал, C — заострённый край

В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются так называемые вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как современная поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.

По-немецки блокфлейта называется «флейта с блоком» (нем. Blockflöte), по-французски — «флейта с клювом» (фр. flûte à bec), по-итальянски — «нежная флейта» (итал. flauto dolce), по-английски — «рекордер» (англ. recorder; от record — учить наизусть, разучивать).

Современные блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность — они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»). Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей — как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях.

Блокфлейта — инструмент нетранспонирующий, поэтому инструменты в строе до и фа записываются в реальном звучании или (для сопрано, сопранино и баса) на октаву ниже реального звучания. Гарантируемый производителями блокфлейт диапазон (так называемый стандартный диапазон) составляет чуть более двух октав: для сопрано он составляет от до второй октавы до ре четвёртой октавы.

Есть возможность расширить диапазон, на половину тона вниз, если частично закрыть раструб. Некоторые инструменты позволяют взять более высокие ноты, чем указано в стандартном диапазоне. Возможность такого расширения во многом зависит от качества блокфлейты, а аппликатура такого расширения может сильно разниться в зависимости от производителя. У профессиональных исполнителей дополнительный расширенный диапазон по качеству звучания не отличается от стандартного диапазона.

Некоторые современные модели, которые обладают расширенным диапазоном: Mollenhauer Modern Soprano/Alto; Helder Alto/Tenor (harmonic recorders — Mollenhauer & Maarten Helder).

Обучение игре на духовых музыкальных инструментах в российских музыкальных школах начинается с освоения игры на блокфлейте.

Как выбрать для начинающих?

В первую очередь начинающему музыканту выбрать подходящий инструмент может помочь преподаватель.

Конечно, деревянная блокфлейта выглядит намного привлекательнее и представительнее, но приобретать её новичку не рекомендуется. Для начинающего музыканта – как для взрослого, так и для ребёнка – она намного тяжелее в освоении. Инструмент капризный, игра напрямую зависит от влажности. Для игры на деревянной флейте музыкальный слух должен быть развит практически идеально. Если всё-таки была приобретена модель из дерева, то рекомендуется приобрести к ней пластиковый мундштук.

Пластиковый инструмент тоже может быть неидеальным, чаще всего здесь имеются проблемы со звучанием – оно некрасивое. Новичку необходимо развивать музыкальный слух и технику игры, но с таким инструментом стремление к красивой музыке будет постепенно пропадать.

Типы бамбуковых флейт

Народ Китая и Японии считает бамбук священным растением, которое продлевает жизнь, приносит удачу и защищает от бедствий. В истории выделяют несколько типов инструментов из этого растения. Отметим китайскую бамбуковую флейту «Ди». Данный музыкальный прибор имеет поперечную длину от 40 до 120 см и диаметр 2-3 см. Обычно в корпусе устройства насчитывается от 10 до 13 игровых отверстий. Чаще всего ствол флейты изготавливается из тростника или бамбука, но иногда «Ди» делают из дерева либо камня нефрита.

В верхней части флейты расположено отверстие, через которое вдувается воздух. Качество звучания зависит от правильного расположения специальной пленки, которая передает оригинальный традиционный звук. Бамбуковая флейта «Ди» характеризуется очень звонким тембром. Она имеет широкий диапазон звуков. На данный момент флейта «Ди» – самый популярный музыкальный инструмент в Китае. Ее часто используют как аккомпанирующее устройство для ансамбля и национального оркестра.

Следующей разновидностью китайской флейты является «Сяо». Инструмент изготавливается из бамбука и имеет продольную форму. Верхнюю его часть венчает свисток, корпус насчитывает шесть отверстий. Наличие подобного свистка дает возможность исполнителю создавать очень нежное и мягкое звучание. Стандартная длина «Сяо» составляет от 75 до 80 см. Духовой инструмент прост в использовании. На нем можно легко научиться играть даже не имея слуха.

От этой флейты произошла японская бамбуковая флейта под названием «Сякухати»

В 20 веке инструмент завоевал внимание японского народа и стал популярен в поп-музыке. Устройство имеет длину 54,5 сантиметра

Данный прибор насчитывает пять отверстий. Цвет «Сякухати» может меняться с зеленого до коричневого, а поверхность покрывается слоем лака. Японцы верят, что игра на этой флейте восстанавливает силы и успокаивает.

Выбор инструмента: системы и варианты механик

Французская или немецкая система
Скорее всего, такого вопроса не возникнет: флейт немецкой системы сейчас почти нет. Я не встречал и только слышал на форумах. Энивэй, не советую, даже несмотря на то, что ВРОДЕ КАК в мастерской могут из одной сделать другую и наоборот. Традиционно для немецких, несколько легче.Ми-механика
Определенно стоит брать инструмент с ми-механикой (split E). Облегчает взятие Ми третьей октавы. На дешевые флейты «в линию» вместо ми-механики ставят полуклапан. Не могу ничего сказать о влиянии этого костыля на звук, но я бы не советовал.В линию или нет
Предмет долгих холиваров аудиофилов и консерваторов, которые утверждают, что флейты «в линию» звучат чище и профессиональные флейты делаются исключительно «в линию». Хотя, последнее время профессиональные флейты стали делать «не в линию», да и до этого еще как делали для флейтистов с коротким безымянным пальцем. Вся соль в расположении парных клапанов Соль. На флейте «в линию» (inline) они расположены в одну линию с остальными. На флейте «не в линию» (offset G) они смещены в сторону. Если у Вас короткий безымянный палец — других альтернатив, кроме «не в линию», нет. Если длинный — можно повыебываться и взять, как у дидов. Некоторые утверждают, что им так даже удобнее. Но я бы советовал брать «не в линию», в том числе, из-за проблем с ми-механикойРезонаторы
Если есть возможность взять инструмент с резонаторами (дырками в клапанах) — стоит брать. Разница в цене, обычно, невелика, но закрыть резонаторы крышками всегда есть возможность, а вот сделать дырку не получится даже в мастерской, сменой клапанов, разве что

Если на счету каждая копейка, то не нужны.
Зачем нужны резонаторы? Самое важное то, что они позволяют делать глиссандо, некоторые мультифоники (сомнительной пользы штука, если не авангардист дохуя) и четвертьтона (в общем-то, тоже). Любой мало-мальски серьезный инструмент с резонаторами

Ученические обычно бывают в двух вариантах. Так же резонаторы способствуют правильному положению пальцев на клапанах. Потому если палец лежит на краю или еще черт знает где, флейта просто не заиграет. Ну а аудиофилы могут похвастаться более чистым(тм) звуком и большему ощущению инструмента (колебания воздуха действительно можно ощутить).Французский стиль клапанов (со стрелкой)
Более надежное крепление неигровых отверстий за счет напайки сверху. Трудно объяснить словами, но легко понять по фотографиям в гугле. Фича из области аудиофилии и просто косметических улучшений, ставится на флейты подороже.J-образная голова
Нужна для детей и людей с очень короткими руками. Остальным не нужна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий