Аппликатура блокфлейты

Разновидности блокфлейт

Существуют блокфлейты различных размеров (до 250 см) и строев.

Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До», то есть это самый низкий звук, который можно на ней извлечь. Наиболее распространённые разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас.

Сопранино имеет строй «Фа», сопрано — строй «до», альт звучит ниже сопранино на октаву, тенор на октаву ниже сопрано, а бас на октаву ниже альта.

Блокфлейты также классифицируются по аппликатурным системам.

Существует два вида аппликатурных систем для блокфлейт: немецкая (ренессансная) и барочная (английская).

Немецкая аппликатурная система чуть проще для начального освоения, но большинство действительно хороших профессиональных инструментов делается именно с барочной аппликатурой.

Советы

Любой начинающий музыкант должен вначале овладеть нотной грамотой и научиться читать аппликатуры. Помимо этого, нужно обязательно «пронумеровать» пальцы и запомнить номер каждого из десяти пальцев.

Отверстия закрывают подушечками чуть согнутых, пальцев, находящихся в свободном выпрямленном состоянии. Дыхание должно быть плавным.

И еще один совет для начинающего блокфлейтиста – обязательная ежедневная игра гамм. Так поступают профессиональные музыканты, именно так следует поступать новичку – диатонические и хроматические гаммы всегда, ежедневно.

Большую помощь для начинающих в овладении практическими навыками поможет «Свирелька» – обучающая программа, не только проигрывающая мелодии, но и показывающая аппликатуру для получения каждой ноты. В ней очень подробно демонстрируются все навыки, которыми должен овладеть музыкант для игры на выбранном инструменте.

Как разобраться в аппликатуре блокфлейты, вы узнаете в следующем видео.

Виды

Японская флейта фуэ имеет массу разновидностей, которые разделяют на два огромных класса – поперечные и продольные. Отличаются они друг от друга местоположением отверстия для губ. Если в первом случае оно располагается сбоку, то во втором – на самом конце.

Приступим же к рассмотрению разновидностей фуэ.

Хитирики

Этот музыкальный духовой инструмент производят из бамбука. Обычно он небольшого размера и не превышает 20 сантиметров. Отличительными чертами являются двойная трость, а также звучание. Это довольно певучий музыкальный инструмент, однако тембр его может показаться несколько гнусавым или же резким, особенно в верхнем регистре.

Диапазон тональности у хитирики – одна октава.

Синобуэ

Этот музыкальный инструмент японцы также называют такэбуэ. Это такая же бамбуковая флейта, которую относят к классу поперечных. Она отличается высотой своего тембра. В Японии её наиболее часто используют в оркестре хаяси, а также при исполнении такого жанра японской камерной музыки, как нагаута. Существует два стиля игры на таком музыкальном инструменте: ута и хаяси. Первый стиль является песенным, второй – фестивальным.

Сякухати

Эта разновидность фуэ является одной из самых популярных в Японии. Относится к классу продольных. Флейта сякухати обладает таким строем, как пентатоника. Наиболее часто её используют для медитации. Отличительной её чертой является характерный тембр, который может меняться в зависимости от пожеланий исполнителя.

Этот музыкальный инструмент, как и все вышеперечисленные, является бамбуковым. В Японию флейта перебралась из Китая в эпоху Нара. Разновидность не отличается искусностью своей конструкции, именно поэтому в древние времена она была особенно распространена у крестьян. В нынешнее время сякухати используют как любители, так и профессионалы в сфере музицирования. Обучение игре на фуэ на уроках музыки является основой для любой японской средней школы.

Комабуэ

Такую разновидность флейт, как комабуэ, относят к классу поперечных. Она изготавливается, как и все остальные, из бамбука и отличается наличием 6 выемок для пальцев, а также своим размером, который обычно достигает около 36 сантиметров в длину. Наиболее часто комабуэ использовали в Японии при дворе в такой музыке, как гагаку и комагаку.

Рютэки

Эту разновидность флейт также делают из бамбука. Её тембр значительно ниже, чем у вышеупомянутой флейты комабуэ. Она относится к классу поперечных, имеет 7 отверстий для пальцев, а также обладает длиной около 40 сантиметров и диаметром в 1,5 сантиметра.

При исполнении на этой флейте какой-либо мелодии её держат в горизонтальном положении. Её, как и вышеупомянутую фуэ комабуэ, также используют в таком жанре японской придворной музыки, как гагаку. Обычно звуками, которые производила флейта рютэки, изображали полёт в небесном свете такого мифологического существа, как дракон.

В XX столетии флейта рютэки стала наравне с таким трёхструнным щипковым музыкальным инструментом, как сямисэн, довольно часто использоваться в современных японских музыкальных произведениях.

Нокан

Ещё одна разновидность фуэ, которая относится к классу поперечных. Её также довольно часто используют для аккомпанирования театральных представлений в театрах но и кабуки.

Длина этого музыкального инструмента составляет почти 40 сантиметров, а средняя ширина может быть более полутора сантиметров. Как и многие другие вышеперечисленные флейты, данная разновидность имеет 7 выемок для пальцев играющего.

Диапазон этой разновидности флейты составляет больше двух октав, а высота его звучания может изменяться в зависимости от нокана, так как обычно их изготавливают не на производственном станке по какому-либо стандарту, а собственноручно.

Семь правил ухода за деревянной блокфлейтой

1. Чистота – залог здоровья!

Периодически прочищайте мундштук (свистульку). Но ни в коем случае не делайте это твердыми, повреждающими поверхность предметами и материалами!

Лично я использую пластиковую палочку с поролоном на конце, специальный ёршик и бумажную салфетку.

2. Следите за влажностью!

Рекомендации держать деревянную блокфлейту сухой – не стоит понимать буквально.

Блокфлейта (если на ней играть) постоянно контактирует с влажным теплым воздухом (и даже слюной!).

Но, после каждого музицирования в ней скапливается конденсат! Именно его и нужно удалять!

Для протирки вам снова пригодятся ёршик, пластиковая или деревянная палочка с поролоном и сухая салфетка или чистый платок.

Однако, играть на блокфлейте нужно, по возможности, КАЖДЫЙ ДЕНЬ, чтобы она не пересыхала.

Т.е. страшна не сама влажность, а ее перепады.

3. Научитесь готовить!

Новую блокфлейту нужно подготовить к использованию.

Сначала примерно неделю играйте на ней каждый день, но минут по 10-15.

Спустя неделю, протрите внутреннюю поверхность блокфлейты специальным составом для деревянных духовых музыкальных инструментов или льняным маслом (без примесей), которое можно купить в аптеке или поискать в продовольственных гипермаркетах.

Подождите, пока состав или масло впитается и можете играть уже по полной программе.

И не забывайте смазывать внутреннюю поверхность блокфлейты 1 раз в сезон (т.е. 3-4 раза в год).

4. Следите за температурой!

Блокфлейте страшны ПЕРЕПАДЫ температуры.

Не оставляйте блокфлейту рядом с нагревателями, батареями отопления и прочими источниками тепла. Она может треснуть!

Перед началом музицирования – согрейте ее в руках!

В холодное время года транспортируйте ее при обычной температуре или под одеждой.

Если же сглупили и подморозили инструмент – дайте блокфлейте полежать при комнатной температуре хотя-бы часик.

6. Бережнее, пожалуйста

Не роняйте блокфлейту, не используйте в качестве рычага, не прыгайте по ней, не поджигайте, не макайте в воду, не испытывайте на прочность, одним словом – пользуйтесь ею бережно.

7. Следите за герметичностью

Если сочленение стало менее плотным – замените пробковый уплотнитель. Если сочленение герметизировалось вощеной нитью – добавьте еще несколько витков и покройте их смазкой.

Обзор видов

Все блокфлейты можно разделить по аппликатуре на немецкую (германскую) и барочную (английскую) систему.

Способ игры в каждой системе отличается. Обе системы можно с лёгкостью отличить друг от друга по внешнему виду. Основное различие в 4 и 5 отверстиях. У немецкой пятое отверстие от мундштука меньше, а у барочной – четвёртое от мундштука меньше.

Барочная блокфлейта – это классический инструмент, и первые инструменты были именно такими. Их аппликатура более сложная, но звучание нот чище. Немного позже мастера Германии решили упростить конструкцию, пожертвовав чистотой некоторых нот, сделали механизм их взятия проще.

Детей обучают игре чаще всего на немецкой системе, а концерты, наоборот, проходят с барочными инструментами.

Некоторые модели блокфлейт имеют конструкцию со сдвоенными отверстиями. Это делается для того, чтобы облегчить игру новичкам. При взятии некоторых нот музыканту нужно закрывать пальцевые отверстия только наполовину, для начинающего же блокфлейтиста эта задача может оказаться сложной.

Здесь же стоит упомянуть об ещё одной интересной разновидности – это поперечная блокфлейта (fife – фифа). Мастер, который создал фифу, соединил в одно целое блокфлейту и флейту. Расположение отверстий такое же, как и у первой – семь сверху и одно на тыльной стороне – а также аналогичная аппликатура и полный хроматический звукоряд.

По материалу изготовления инструмент может быть деревянным, пластиковым или комбинированным (металлические не делают, из металла изготавливают только поперечные флейты).

  • Деревянная – это традиционная блокфлейта. В качестве сырья используют древесину груши, клёна, дуба, оливы и т. д. Каждая порода отличается своим индивидуальным оттенком звучания. Опытные музыканты говорят, что лучшая мелодия извлекается из фруктовых деревьев – она более выразительная, тонкая и живая. Не стоит забывать и том что, деревянный инструмент требует особого ухода и хранения – у него повышенная чувствительность к влаге и механическим повреждениям.
  • Пластиковые блокфлейты более прочные и требуют такого же тщательного ухода, как и предыдущий вид. Их можно помыть обычной водой, не опасаясь потерять качество звука. Это более гигиеничный вариант, поэтому их рекомендуют приобретать в различные организации для детей, где инструментом будут пользоваться несколько учеников. Ещё один существенный плюс – это невысокая цена. Но несмотря на большое количество достоинств, не обошлось и без минусов – это звучание. Оно более резкое и громкое.
  • Комбинированные – деревянные инструменты с пластмассовым мундштуком. Это компромиссный вариант. Стоимость их не высокая, а звучание приятное.

Помимо всего перечисленного, музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп по тональности. От размера блокфлейты напрямую зависит высота извлекаемой мелодии. Чем массивнее её корпус, тем ниже получается звук.

  • Сопранино – тональность звучит от второй «ФА» до четвёртой октавы «СОЛЬ». Этот тембр один из самых высоких.
  • Сопрано – от второй «ДО» до четвёртой октавы «РЕ».
  • Альт – от первой «ФА» до третьей октавы «СОЛЬ».
  • Тенор – звучание от первой «ДО» до третьей октавы «РЕ»
  • Бас – от малой «ФА» до второй октавы» СОЛЬ».

Кроме основных тональностей, есть ещё пять дополнительных и не таких популярных.

  • Гаркляйн – звучание этой флейты выше всех остальных, ещё одно её название – сопраниссимо или пикколо. Звучит в диапазоне от третьей октавы «ДО» до четвёртой октавы «ЛЯ».
  • Гроссбас – от малой октавы «ДО» до второй октавы «РЕ».
  • Контрабас – от большой октавы «ФА» до первой октавы «СОЛЬ».
  • Субгроссбас – от большой октавы «ДО» до первой октавы «РЕ».
  • Субконтрабас – от контроктавы «ФА» до малой октавы «СОЛЬ».

Какую флейту лучше купить

Не стоит выбирать в качестве первого инструмента самую дешевую китайскую флейту. Новоиспеченному флейтисту и так нелегко в первое время, а некачественная модель вовсе отобьет желание заниматься. Лучше отдавать предпочтение маркам, которые у всех на слуху.

Считается, что инструмент со смещенным клапаном соль (не в линию) является самым удобным, особенно для детей. Механика в линию чаще всего встречается на профессиональных дорогих моделях.

Флейты с посеребренным корпусом лучше всех звучат и обладают интересным тембром, а вот цельносеребряные модели и вовсе безупречны, но стоят очень дорого. В любом случае наличие серебра в инструменте облагораживает звук.

На инструменте не должно быть видимых дефектов, и даже наличие небольшой царапины на корпусе неприемлемо.

Сдвоенные или одинарные отверстия

Обратите внимание на два нижних отверстия у предыдущих блокфлейт. В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные

В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные.

На самом деле есть барочные блокфлейты с одинарными отверстиями и немецкие со сдвоенными. Так что это НЕ ПРИЗНАК системы, что бы вам кто не говорил.

Для чего нужны сдвоенные отверстия?

Простой пример. Допустим вам нужно сыграть до#.

На блокфлейте со сдвоенными отверстиями вы закрываете все отверстия, а в нижнем сдвоенном просто перекрываете более крупное отверстие, не трогая более мелкое.

На блокфлейте с одинарными, вам придется закрыть все отверстия, а самое нижнее прикрыть на половину! При том от того, если чуть перестараетесь или на оборот, можете получить немного более разный тон.

Для себя я выбрал блокфлейту со сдвоенными отверстиями. Она стоит чуть дороже, но лично мне так комфортнее.

А вот теперь перейдем к более серьезным различиям.

Материал

Тут вроде все просто! Если ты блокфлейта, то тебя делают либо из дерева, либо из пластика.

На самом деле это не все, что следует знать.

Во-первых, блокфлейты бывают еще и комбинированными: “свистулька” из пластика, а трубка из дерева.

Сразу скажу, что для обучения, на мой вкус, такой вариант самый нормальный.

Во-вторых, блокфлейты из дерева могут здорово отличаться. Дерево бывает всякое!

Блокфлейты изготавливают из разных пород деревьев. Это влияет как на стоимость, так и на звучание.

Например хорошие блокфлейты получаются из клена, груши, яблони и (сам не проверял, но читал) из других плодовых деревьев.

Однако спецы утверждают, что блокфлейты из палисандра, самшита и красного дерева гораздо лучше. Они меньше впитывают влагу и дают еще более чистый звук, но стоят в разы дороже.

Какой вариант выбрать?

Пластиковые блокфлейты

Если вы желаете музицировать на берегу моря, нежась в лучах закатного солнца, то лучше берите пластик. Пластик, в отличии от дерева, не боится воды, а стоит так дешево, что даже если вы потеряете инструмент, или просто раздавите, будет не так жалко.

Уход за такими инструментами очень прост, они устойчивы к перепадам температур и влажности.

Одним словом пластиковые блокфлейты идеальны для отпуска, поездок и в качестве запасного варианта! Еще я рекомендовал бы их детским учреждениям и вообще во всех случаях, где блокфлейтой будет пользоваться не один человек (см. особенности ухода).

Минусов у пластиковых блокфлефт два:

  1. Выглядят слишком дешево.
  2. Звучат резковато по сравнению с деревянными.

Так что иметь в хозяйстве хоть одну – однозначно нужно!

Комбинированные блокфлейты

Это мой выбор. Звук довольно приятный, цена сравнительно не высокая, выглядит презентабельно.

Как уже говорил, для новичка вроде меня – самое то.

Деревянные блокфлейты

Если вы профи и выступаете со сцены – то пара тройка деревянных блокфлейт (на выход) у вас уже есть.

К тому-же вы знаете как за ними ухаживать.

В общем, как и говорил, с материалами все просто. Идем дальше.

Что это такое?

Блокфлейта (в переводе с немецкого – флейта с модулем или с блоком) – это один из подвидов традиционной флейты, духовой инструмент, принадлежащий к семейству свистков. Разница между флейтой и блокфлейтой в используемом материале: первую изготавливают из металла, вторую – из дерева или пластика. В системе головной части есть специальная вставка-блок. Близкородственные музыкальные инструменты – это сопилка, вистл и свирель. Главное отличие от подобных инструментов – это семь отверстий на внешней стороне и одно с обратной (с тыльной).

Чаще всего два последних (нижних) пальцевых паза делают двойными. Во время игры отверстия закрывают 8 пальцами или используют вилочные аппликатуры – это сложные комбинации, в которых пазы закрываются не по очереди, а одновременно.

Блокфлейта может изготавливаться в самых разных музыкальных строях (система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты) и регистрах, но основная её разновидность – это альт. Это гармоничный и качественный инструмент, имеющий среднюю громкость и яркий тембр. Именно для строя альт написано основное количество классических произведений.

Как выглядит

Аппликатуры для духовых, клавишных, струнных инструментов выглядят по-разному. Все дело в способе получения звука. Например, в пианино или фортепиано одна клавиша отвечает за одну ноту, для ее получения необходим только один палец. Следовательно, аппликатура клавишных – это схема получения мелодии.

В духовых инструментах – свирелях, флейтах и других – для получения одной ноты необходима одновременная работа нескольких пальцев. Исходя из этого аппликатура для блокфлейты – это схематичное изображение закрытия пальцами отверстий для получения мелодии.

Во время репетиции ученику приходится запоминать расположение пальцев для каждой отдельной ноты. Лишь после подобных тренировок, когда все пальцы твердо «знают» свое место во время игры, музыкант способен играть мелодию.

Вот так выглядит аппликатура для блокфлейты.

Как правило, в каждую упаковку с инструментом производитель вкладывает рисунки с аппликатурой. Если по какой-то причине они отсутствуют, в интернете имеется множество различных вариантов.

Как выбрать

Краткий экскурс по наиболее популярным разновидностям флейт будет в следующей статье, а сейчас в общих словах про то, как выбрать.
Прежде чем выбирать, давайте разбираться, какими основными характеристиками обладает флейта, то есть, что будет влиять на наш выбор:

  • высота базового тона
  • диапазон
  • строй
  • тембр
  • легкость звукоизвлечения
  • материал

Высота базового тона
Базовый тон — это самый низкий звук, который способна извлечь флейта. Тут предпочтения у всех разные — я, к примеру, тащусь от вибрирующих низких, а кто-то любит певучие средние или пронзительные высокие.
Мне кажется, что при игре “для себя” (если не планируете играть в компании с другими инструментами) по этому параметру можно выбирать, полагаясь как раз таки на личный вкус. Потому что чтобы сыграть какую-то мелодию, которая записана выше/ниже по нотам, чем может достать ваша флейта, достаточно просто транспонировать (“сдвинуть”) ее вниз/вверх так, чтобы она поместилась в ваш диапазон и никаких проблем.

Диапазон
Насколько велик набор звуков, который может воспроизвести флейта, от самых низких до самых высоких. У мелодии тоже есть диапазон. Если диапазон мелодии больше, чем диапазон флейты, то сыграть мелодию в точности вы не сможете (но возможны ухищрения). У меня сложилось ощущение, что для большей части мелодий достаточно диапазона в полторы октавы.

Строй
Те самые страшные слова “натуральный мажор” или “минорная пентатоника”, которые я пишу под симпатичными картинками флейт и есть про строй.
Сейчас я не буду вдаваться в теоретические подробности (для того будут следующие статьи), а просто опишу в общих чертах.
Строй — это набор звуков, который может извлечь флейта. Обычно такие “наборы звуков” строятся по определенным правилам, чтобы было удобно играть мелодии (которые точно так же строятся по определенным правилам). Соответственно, у нас есть набор звуков в мелодии и набор звуков во флейте Если эти два набора совпадают, или флейта может больше, чем требует мелодия, мы можем сыграть эту мелодию на этой флейте. А вот если мелодия требует звуков больше, чем флейта может воспроизвести, то получится облом, то есть сыграть не получится.
Тут с выбором дело обстоит так: думаем, какие мелодии хотим играть и смотрим, какая флейта нам сможет это обеспечить.

Например:

  • европейские мелодии хорошо играть на блокфлейте, вистле, свирель тоже подойдет
  • для народных русских хороши свирель, калюка (блокфлейта и вистл тоже нормально)
  • для индейских, китайских, японских — сякухати, сяо, ди, кена, пимак (вообще, на блокфлейте, вистле и свирели технически тоже получится, по большей части, нот обычно хватает)
  • для индийских — бансури
  • для импровизаций — пимак, сякухати, сяо (их строй позволяет благозвучно и безболезненно (зачеркнуто) сочетать практически любые комбинации нот, которые вы сможете из них извлечь)

Тембр
Тембр — это характер звука. Мягкий, певучий, звонкий, хриплый, воздушный, гудящий,…
Тут уж кому что по душе и по уху.

Легкость звукоизвлечения
То, насколько легко заставить флейту извлекать красивый устойчивый звук. Конечно, это градация условная, но я попробую разделить на несколько категорий, основываясь на своих субъективных ощущениях.
Пожалуй, самая терпимая к начинающим флейта — пимак. В нее просто дуешь и она звучит, причем мягонько и плавно. Так уж она устроена. И импровизировать на ней легко, даже совершенно ничего не умея и “не зная нот” — вообще сказка.
Свирель, блокфлейта, вистл, окарина — тоже достаточно легко. Чуть-чуть привыкнуть выдыхать равномерней и готово.
Со всякими разновидностями панфлейт придется повозиться, но обычно это не занимает слишком уж много времени.
Разные поперечки — бансури, ди — будут посложнее. Нужно потренироваться, чтобы в принципе получилось извлечь хоть что-то. Врочем, с сякухати, сяо и кеной — та же история.

Материал
От материала зависит тембр и то, как со флейтой надо будет обращаться. К примеру, пластиковые хоть кидай, хоть купай — особо ничего им не будет, но и звучание у них “пластиковое” в большинстве случаев. Деревянные нужно беречь от резких перепадов температуры и влажности, ударов, пыли и прочих невзгод. Бамбуковые нужно беречь от всего и тем не менее это не гарантия, что с ними ничего не случиться — они вообще невероятно капризны.

Если просуммировать насчет выбора для новичка, то я бы посоветовала пимак, если хотите просто подудеть “для себя”, поимпровизировать или поиграть что-то индейско-японско-китайское. И свирель, блочку или вистл, если хотите играть европейское и русское (кстати, довольно большая часть современного-популярного — туда же).

Tags: полезное флейты

2.4 Блокфлейта против траверсфлейты. Проигранная битва

Причины вытеснения блокфлейты
поперечной в симфонических оркестрах и инструментальных ансамблях эксперты
называют разные. Не исключено, что все они каким-то образом сказались на
забытьи инструмента.

Одной из причин традиционно считается
довольно тихий звук блокфлейты.

Но, на мой взгляд, эта позиция
является спорной, так как изначально поперечная флейта звучала не громче
блокфлейты. Лишь впоследствии, претерпев определенные конструктивные изменения,
поперечная флейта стала обладать более громким звучанием и более высокими
техническими возможностями. В настоящее время между блокфлейтой и поперечной
флейтой очень сложно найти какие-либо сходства. Однако нельзя отрицать, что уже
в то время поперечная флейта обладала более широким диапазоном и более чистой
интонацией.

Еще одна причина заключается в том,
что играть на блокфлейте очень трудно из-за ее особенностей. Дело в том, что
деревянные блокфлейты имеют свойство менять строй из-за изменения температуры
воздуха. Меняется строй и от игры на холоде, и от нагревания самой флейты в
процессе игры. У поперечной
флейты эта проблема выражена гораздо меньше.

Интересно, что многие музыкальные
произведения, например, 10-й опус Вивальди, изначально написанные для
блокфлейты, впоследствии были переделаны под траверсфлейту.

Некоторые источники утверждают, что
еще одной причиной вытеснения блокфлейты траверсой стал тот факт, что музыка
перестала быть просто приятным времяпрепровождением и трансформировалась в
сугубо профессиональную сферу.  С этим довольно сложно согласиться, так
как блокфлейту вряд ли расценивали как непрофессиональный инструмент. Более
того, в ряде произведений Баха блокфлейта солирует наравне с трубой и гобоем.

Более охотно я соглашусь с такими факторами,
как изменение музыкальных вкусов как самих музыкантов, так и слушателей, а также
недостаточная оценка возможностей блокфлейты, вызванная нехваткой профессиональных
исполнителей (что также следует из изменений приоритетов).  

В то же время мода на консорты постепенно стала
уходить в прошлое, все чаще стали появляться ансамбли разнородных инструментов.
В данном аспекте блокфлейта просто не смогла конкурировать с другими духовыми инструментами.
Фактически, из всех консортов к началу восемнадцатого века остался только
струнный квартет, который впоследствии  превратился в основу симфонического оркестра. Все остальные инструменты
– ударные, духовые и т.п. – отбирали для оркестров по принципу совместимости со
струнными. Основными критериями стали динамика и интонационная устойчивость.
Блокфлейта – это инструмент, на котором практически невозможно было играть
стройно и при этом динамически разнообразно. Кроме того, она не обладает
достаточной чистотой интонации по сравнению с другими инструментами.

Можно также предположить, что не последнюю
роль сыграл диатонический звукоряд блокфлейты и сложности расширения его до хроматического.

Но, следует отметить, что блокфлейта не
сразу сдала свои позиции. Одна из разновидностей блокфлейты – флажолет – получила
широкое распространение в XVII веке и, за счет довольно громкого и чистого
звука, органично вписалась в состав оркестра. Строй флажолета начинается с ноты
«ре» второй октавы. Один из наиболее ярких примеров использования флажолета в
оркестре – опера В.-А. Моцарта «Волшебная флейта». Именно флажолет и стал той
самой «волшебной флейтой» в произведении гения.

Как бы то ни было, ко второй половине XIX века блокфлейта была
полностью вытеснена траверсфлейтой и кларнет: флажолет заменила флейта-пикколо.  И вместе с исчезновением этого
инструмента из дальнейшей истории музыки вплоть до двадцатого столетия, исчезли
и мастера, которые занимались изготовлением блокфлейт.

«Блокфлейта, – пишет Энтони Бэйнс, –
после своего величия в оркестрах Баха и Генделя, превратилась в народный
инструмент, на котором лишь иногда поигрывали некоторые итальянские пастушки».

На территории Восточной Европы блокфлейты до сих пор
распространены в качестве народных инструментов. Это украинская сопилка
(денцивка), белорусская дудка, словацкая фуяра,  молдавская и румынская флуера (флуяра, флуйра).

Лучшие блокфлейты

Это продольные флейты со свистковым типом устройства. Их полный хроматический звукоряд позволяет флейтисту играть в разных тональностях. Все блокфлейты, в принципе, одинаковые, но отличаются по звуковысотности, размерам и материалу изготовления.

Mollenhauer TE-4428

5

★★★★★
оценка редакции

100%
покупателей рекомендуют этот товар

Инструмент для сольного исполнения с округлым красивым звучанием, которое обеспечивает широкий канал. На нем можно играть любые по сложности партии. Флейта изготовлена из сливы, а кольца из клена дополняют и украшают корпус. Клапаны до-диез и до выполнены в виде раковин, что делает инструмент еще более красивым.

Mollenhauer с барочной системой получился невероятно гибким благодаря двойным отверстиям. Широкая мензура позволяет извлекать полный ансамблевый звук.

Отличительной особенностью инструмента являются довольно большие резонаторы. Отверстие в мундштуке аркообразное, что дает большее сопротивление воздуху, позволяя экспериментировать со звуком.

Достоинства:

  • Ручная обработка;
  • Стабильный сочный звук;
  • Двойной надежный клапан;
  • Дизайн «под старину»;
  • Тембр хорошо микшируется.

Недостатки:

Довольно высокая цена, но она полностью оправдана качеством.

Флейта-тенор обладает широким диапазоном звучания и используется настоящими профессионалами. В комплекте идет понятная таблица аппликатуры, удобный жесткий кейс и шомпол со смазкой для ухода за этим роскошным инструментом.

Nuvo Recorder+

4.9

★★★★★
оценка редакции

95%
покупателей рекомендуют этот товар

Невероятно звонкий инновационный инструмент не боится влаги и даже полного погружения в воду. Учебная модель продается в черном и белом корпусе с разным дизайном. Расположение отверстий полностью соответствует стандартной флейте, поэтому переход к более профессиональной модели произойдет без каких-либо проблем.

Изюминка Nuvo Recorder — в наличии силиконовых клапанов, с которыми ребенку будет намного проще закрывать резонаторы, тем самым уменьшать призвуки. Благодаря этой особенности начинающему флейтисту не больно играть, так как дети часто давят на звуковые отверстия с большим усилием.

Достоинства:

  • Необычный внешний вид и звучание;
  • Легкое освоение инструмента;
  • Наличие трехуровневого упора для большого пальца правой руки;
  • Высокая гигиеничность (допускается мытье в воде);
  • Доступная цена.

Недостатки:

Может потеряться силиконовая точка-заглушка.

Это практичный, качественный инструмент, который станет идеальным вариантом для обучения ребенка игре на флейте.

Yamaha YRS-20G Rainbow

4.9

★★★★★
оценка редакции

93%
покупателей рекомендуют этот товар

Блокфлейта-сопрано сделана из прозрачного пластика, а ее корпус разбирается на три части. У нее богатый и чистый звук, красивый тембр, она хорошо держит строй. При изготовлении инструмента используется качественный и безопасный материал.

Конкретно эта модель оснащается немецкой системой, но производитель предоставляет на выбор еще и барочную, а также два вида отверстий мундштука. Прямое обеспечивает мягкое звучание и простой уход, арочное придает звуку более красочный тембр и позволяет контролировать поток воздуха.

ABS-пластик обладает высокой надежностью, он экологичен и безопасен. Яркий дизайн точно понравится детям, и прибавит им энтузиазма на первых порах знакомства с музыкой.

Достоинства:

  • Интересный дизайн разных цветов;
  • Полное, красивое звучание;
  • Легкость игры;
  • Чехлы из натурального хлопка в комплекте.

Недостатки:

Недолговечный чехол.

Модель предназначена для новичков, но ее используют и опытные музыканты. Ее покупают для медитативных практик, обучения и сочинения музыки, веселых занятий с детьми

Прямое отверстие в мундштуке позволяет легко извлекать звуки, что очень важно для первого знакомства с инструментом

Hohner B9576

4.7

★★★★★
оценка редакции

87%
покупателей рекомендуют этот товар

Флейта-альт идет в комплекте с пластиковым удобным футляром и понятной инструкцией с правилами сборки и использования блокфлейты. Модель с немецкой системой и разборной конструкцией состоит из трех частей, но даже ребенок сможет быстро ее собрать.

Инструмент очень прост в освоении, а его красивый звук понравится всем окружающим с первых нот. Шомпол для прочистки инструмента идет в комплекте, что значительно облегчает уход за ним.

Достоинства:

  • Приятный дизайн;
  • Хорошее качество пластика;
  • Наличие кейса;
  • Компактность;
  • Нежное звучание.

Недостатки:

Уступает по звучанию инструменту с деревянным корпусом.

Модель прекрасно подходит для учеников музыкальных школ, ансамблевого исполнения, занятий йогой и медитации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий